Маленький город больших тайн

Маленький город больших тайн

 

Вильнюс, пожалуй, одна из самых миниатюрных столиц. Тем не менее ее крошечные улочки полны средневековых загадок и новых открытий. Не зря сердце Литвы признано Европейской культурной столицей 2009 года.

 

Вещие сны Гедиминаса

В окрестностях Вильнюса — сказочные пейзажи: фигурные холмы, поросшие бархатными мхами, густые девственные леса — что большая редкость в нашем урбанизированном мире. Виды — точь-в-точь шишкинский “сосновый бор”, из которого, глядишь, выскочит дикий медведь. Собственно, с этих волшебных мест и началась история города. Как гласит летопись, здесь любил охотиться великий князь Гедиминас — правитель некогда живших на этих землях тракайских племен. Разбивал на берегу реки Вильня лагерь и ходил на туров, водившихся в лесах. Однажды во сне привиделся ему железный волк: будто стоит на самом высоком холме, грозно рычит, и не берут его ни острые стрелы, ни длинные копья. Задумался на утро Гедиминас, позвал языческого жреца растолковать сон. «Воля богов — возвести на холме замок! — ответил старец. — Такой же неприступный, как дикий зверь». Правда ли, выдумка ли, но вскоре вырос из замка целый город — столица государства литовского, слава о могуществе которого, как и предсказывал жрец, «будет такой же громкой, как волчий вой».

С тех пор прошло восемь столетий. Великого Гедиминаса сменяли не менее великие князья — Ягайло и Витовт; литовское княжество объединялось с польским, боролось за независимость, поглощалось «советами», переживало и расцвет, и упадок. Но сам Вильнюс всегда сохранял дух княжеского величия и мистической избранности. И над ним до сих пор возвышается одна из башен древнего замка Гедиминаса.


Календарь путешественника


Апрель — танцевальный проект «Второе дыхание», фестиваль детского творчества, цикл концертов победителей конкурса дирижеров имени Герберта фон Караяна.


Май — день уличной музыки, международный фестиваль альтернативной культуры LadyFast, фестиваль сакральной музыки, концерты Лондонского симфонического оркестра.


Июнь — уик-энды мод, джазовый фестиваль, Вильнюсский оперный фестиваль, фестиваль художников.


Июль — художественная ярмарка, выставки абстракционистов, фестивали электронной музыки и молодежи.


Август — программа «Реквием по жертвам Холокоста», фестиваль клезмеров и вильнюсских ремесел.

Высшая связь

Со смотровой площадки рядом с замком виден практически весь Вильнюс — паутинки старинных улочек, иллюминация современных набережных, стройные многоэтажки и особнячки с ветхой черепицей. Центр города буквально пронизан шпилями костелов и колоколен — будто антеннами, связывающими их с высшими силами. Ведь и на самом деле у каждого собора есть своя неразгаданная тайна. Взять хотя бы знакомый по туристическим проспектам Кафедральный собор. Он знаменит уникальными фресками, древнегреческой архитектурой и языческим «происхождением»: историки утверждают, что до XIII века на его месте стоял храм бога-громовержца, где проводились обряды и жертвоприношения. Однако не менее интригует маленькая часовенка, воздвигнутая здесь четыре столетия назад. В ее нишах — статуи восьми князей и членов их семей, а на фасаде начертано по латыни: «Тот, кто осквернит святое место, будет несчастлив». Говорят, все искатели сокровищ, покушавшиеся на часовню, и многие археологи, занимавшиеся раскопками, внезапно умирали…

Вильнюс издревле был важным местом пересечения торговых путей из Прибалтики к Черному морю и из Западной Европы в Среднюю Азию

Доминиканский костел Святого Духа, шпиль которого виден с любой центральной улицы, также манит своими тайнами. Он — единственный в городе, не тронутый советской властью. В нем сохранилось практически невредимым роскошное убранство — мраморные алтари XV века, рельефы, кафедры, исповедальни и, что потрясает, подлинный орган. И только в этом костеле есть запутанный средневековый лабиринт с мумиями в склепах. Считается, что это тела двух тысяч литовцев, погибших в XVII столетии от чумы и здесь захороненных. Кто знает, что еще скрывают бесконечные подземные галереи костела?..

Вкусовые хитросплетения

Туристу на заметку
Что посетить

Музей янтаря, где собрана богатая коллекция уникального камня всевозможных форм, цветов и размеров.

Музей жертв геноцида в бывшем здании КГБ. Тюрьма и камеры пыток оставляют тягостное впечатление, но предостерегают человечество от трагических ошибок.

Дворец Радвилов, построенный в конце XVII века для семьи Яноша Радвила, великого гетмана Литвы и воеводы Вильнюса. Ныне дворец является музеем не только знатного рода, но и быта, и искусства того времени.

Крошечный Вильнюс поражает разнообразием стилей. Удивительно, как далеко на север проникли, например, итальянский ренессанс и византийский декор. Образцом барокко стал костел Святых Петра и Павла, своды которого украшает более двух тысяч лепных фигур библейских героев, мифических персонажей, демонических существ. Жемчужина готики и эпохи Возрождения — церковь бернардинцев, где хранится распятие XIV века. Пример рококо и древнеримского стиля — костел Святой Терезы, в его часовне расположена усыпальница членов благородных семей. Шедевр францисканцев — костел Святой Анны, при строительстве которого было использовано тридцать три вида кирпича. По преданию, Наполеон, увидев неповторимую игру фактур и узоров, сказал: «Ах, если бы я мог поставить костел на ладонь и унести в Париж!»

В Вильнюсе классика мирно соседствует с брутализмом — современным архитектурным направлением с характерными грубыми, массивными элементами. Достаточно сравнить средневековый Дворец епископов (а ныне — президента) в стиле ампир и Вильнюсский дворец концертов, крыша которого напоминает волну из бетона весом в десять тонн. Или лаконично-строгий Центр современного искусства, затерявшийся среди вычурных особнячков Старого города. В этих странных сочетаниях, наверное, и заключается дивная притягательность литовской столицы. Где еще можно увидеть «разбросанные» по городу скульптуры ангелочков, больших и маленьких — на крышах, перилах и перекрестках? Их белоснежный цвет особенно контрастирует с популярным в Вильнюсе граффити на жилых домах.

Улицы мудрецов

В средние века каждый путешественник, прибывший в Вильнюс, должен был платить въездную пошлину — камни, которые потом шли на постройку городских стен и укладку мостовых. То ли приезжих тогда было немного, то ли камень был в дефиците, но улочки почему-то получились очень узкими. Во всяком случае, те, что сохранились в Старом городе, порой достигают всего двух метров в ширину. Зато какая там аура, какая акустика! Пройдитесь по квартальчику между улицами Пилес и Скапо. Кукольные домики, ажурная резьба крыш и ставней, зашифрованные в каменной кладке древние надписи и просто магическая тишина вокруг… Некогда сюда съезжались лучшие ремесленники и богатейшие купцы со всей Европы, приглашенные лично князем Гедиминасом для развития города. Вильнюс притягивал мудрецов, ученых, писателей, художников. В нем нашли пристанище еврейские общины. Они называли литовскую столицу своим северным Иерусалимом и повторяли: «Чтобы заработать, надо ехать в Лодзь, чтобы познать мудрость — в Вильнюс».

Страница: 12

Виктория Пасичнык

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*